МБОУ СОШ №19
с. Побегайловка Минераловодского района Ставропольского края
  • Профориентационная работа

    Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
    Цель профориентационной работы в школе:
    - оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
    - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
    Задачи профориентационной работы:
    - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
    - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
    - профессиональной просвещение;
    - профессиональная диагностика;
    - профессиональная консультация и др.

    1-4 классы:
    - формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
    - развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
    - постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.
    5-7 классы:
    - развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
    - представления о собственных интересах и возможностях;
    - приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
    8-9 классы:
    - групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
    - профессиональное самопознание.
    10-11 классы:
    - коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.​

    - Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа».
    - Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.

     Работа с учащимися:
    - профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
    - тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
    - консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
    - расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
    - организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
    - встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
    - участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.

     Работа с родителями:

    - проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
    - индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

    • Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
    • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
    • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
    • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
    • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
    • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
    • Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
    • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
    • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
    • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
    • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
    • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
    • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

    Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

    На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

    Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
    Типичные ошибки при выборе профессии:
    Выбор профессии «за компанию»
    Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
    Выбор престижной профессии
    В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

    Отождествление учебного предмета с профессией
    Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей. 
    Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
    К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
    Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
    Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
    Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
    Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
    Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
    Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
    Выбор профессии под давлением родителей
    Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

    • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
    • часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
    • еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

    Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае –  высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

    Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
    Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
    Первый фактор – «Хочу»
    Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
    Второй фактор – «Могу»
    Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. 
    Третий фактор – «Надо»
    Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
    1.    Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
    2.    Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
    3.    Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
    4.    Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

    1. Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии" На сайте можно найти информацию о профессиях, получить оперативные новости о днях открытых дверей и образовательных выставках, пройти экспресс-профориетационные тесты. На этом сайте содержатся тематические статьи по вопросам выбора профессии. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. В отдельном разделе есть описания вузов, профильных школ, подготовительных курсов.​​
    2. "E-xecutive.ru: справочник профессий" Раздел сайта "E-xecutive" содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как "Реклама и PR", "Клиентские отношения", "Администрирование", "Работа с персоналом", "Маркетинг и продажи" и др.​
    3. Портал "Учеба.РУ" - раздел "Выбор профессии" На сайте представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, квалифицированных по разделам. Кроме того, Учеба.ру - крупнейший портал, посвященный обучению и образованию, содержащий информацию о лучших вузах, школах, лицеях, детских садах Москвы и России. Образование за рубежом, рейтинги учебных заведений и предложения от репетиторов.​
    4. Znanie.info​ Официальный сайт проектов оргкомитета международных выставок "Образование и карьера - XXI век". На сайте находится информация о справочниках: "Высшее профессиональное образование в России", "Среднее и начальное профессиональное образование в Москве и Московской области", "Энциклопедия "Карьера".​
    5. ЭКЗАМЕН.РУ Сайт содержит базу данных  по вузам Москвы с информацией о вступительных экзаменах, подготовительных курсах,  специальностях обучения, наличии военной кафедры и отсрочки от армии, изучаемых иностранных языках и материально-технической базе. На сайте также можно найти информацию об организациях, занимающихся обучением за рубежом, а также публикации, нормативные документы и новости, относящиеся к высшему образованию.​
    6. Федеральный портал "РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" Сайт содержит ссылки на федеральные образовательные порталы, информацию о государственных образовательных стандартах, новости образовательных сайтов и сведения об основных мероприятиях в области образования.​
    Профориентация.
    23 апреля 2024

    ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ВСТРЕЧА с представителями РЖД"
    Профориентация.
    08 апреля 2024

    профориентационная встреча в 9-х классах.
    ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ВСТРЕЧА.
    27 марта 2024

    27.03.2024 в "Минераловодском Региональном Многопрофильном Колледже" состоялся круглый стол по теме: "Профориентационная работа, направленная на формирование будущей профессии школьников".
    Профориентация.
    21 марта 2024

    В школе состоялось профориентационное мероприятия в 9-х классах. На котором представитель СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА "ПЕРСПЕКТИВА" Исаков Николай Васильевич начальник учебно- методического отдела, рассказал учащимся о правилах приема в заведение, о специальностях и факультетах, о приоритетных профессиях в результате окончания техникума.
    21 марта в МБОУ СОШ № 19 с. Побегайловка прошло Всероссийское родительское собрание «Россия – мои горизонты».
    21 марта 2024

    Данное собрание проводится в рамках Единой модели профориентации, внедренной в образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
    Профминимум "Россия - мои горизонты".
    20 марта 2024

    В МБОУ СОШ № 19 с. Побегайловка состоялось профориентационное мероприятие в рамках «Россия – мои горизонты» в 9-х-11 классах.
    ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ.
    05 марта 2024

    2-3 марта 2024 года на платформе «Фоксфорд» прошёл форум по профориентации в формате вебинаров и нацеленный на помощь в выборе дальнейшего направления обучения в актуальной отрасли.
    ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ВСТРЕЧА.
    04 марта 2024

    4 марта в рамках профориентационной работы в 9-х классах школы была организована встреча со специалистом по работе с молодёжью Железноводского художественно-строительного техникума имени казачьего генерала В.П. Бондарева, Гончаровой Натальей Васильевной.
    Профминимум "РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ".
    29 февраля 2024

    29 февраля состоялись внеурочные занятия «Россия - мои горизонты». Тематика сегодняшнего мероприятия: «Россия — страна цифровых технологий: узнаю о профессиях и достижениях в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта».
    Профминимум "РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ".
    22 февраля 2024

    В рамках мероприятий по профминимуму состоялось профориентационное занятие «Россия комфортная (архитектура и строительство): узнаю о профессиях и достижениях в сфере строительства и архитектуры, ЖКХ».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie